Мотоклуб в Щелково

"Диаспора"

 

 

 

Виды мотоциклов

 

 

В разные времена существовали разные определения, разные толкования этого понятия.

Скажем, в 1911 году в автомобильном справочнике А. П. Нагеля было сказано: «Мотоциклы — двух-, трех — и четырехуолесные велосипеды, снабженные двигателем. Впрочем, двухколесные мотоциклы именуют мотоциклетками».

Правила дорожного движения, введенные с 1 июня 1980 года, предлагали свою трактовку: «Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с коляской или без нее, имеющее двигатель с рабочим объемом 50 см3 и более и максимальную скорость 40 км/ч и более». Спустя 14 лет ПДД Российской Федерации стали толковать это понятие по-своему: «Мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех — и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг».

Как видите, сплошная неразбериха. Куда прикажете теперь девать снегоходы — эту особую категорию транспортных средств, все более широко осваивающих российские просторы? И как быть с шестиколесными АТУ (мотовездеходами)? И действительно ли самодельный автомобиль будет считаться мотоциклом, если его масса меньше 400 кг? И почему теперь мопед — это понятие в «Правилах» выделено особо — не относится к мотоциклам? И при чем тут вообще масса?

Нет, великие мудрецы пишут правила. Нам не дано их понять.

Между тем, есть только два отличительных признака, свойственных всем без исключения «самодвижущимся экипажам», имеющим право называться мотоциклами или, точнее, быть отнесенными к этой категории: верховая посадка водителя и руль мотоциклетного типа.


Если принять эти признаки в уачестве основополагающих — все встает на свои места. Тогда и мопеды, и мотороллеры, и мотоциклы с коляской, и снегоходы, и всевозможные трех-, четырех — и шести -колесные и даже полугусеничные мотовездеходы окажутся в единой семье — семье мотоциклов.


Согласитесь, что те же мотоциклы можно классифицировать, скажем, по цвету: «синие», «красные»... А можно — подлине... Но такая классификация вряд ли кому нужна.


А между тем деление мотоциклов на разные категории и типы возникло как раз потому, что оно было востребовано.

С появлением первых мотоциклов сразу же стали практиковаться и мотоциклетные соревнования. И если вначале соревновались все со всеми, то вскоре стало очевидно, что для достижения сравнимых результатов спортсмены должны быть изначально поставлены в равные условия. Поскольку результаты в такого рода состязаниях на скорость в значительной мере зависят от мощности мотора, а мощность, в свою очередь, — от рабочего объема, то появилось деление мотоциклов на классы по этому признаку. Стали различать легкие (до 125 см'), средние (до 350 см3) и тяжелые мотоциклы (свыше 350 см3).


Это деление, несмотря на его очевидную условность, оказалось удобным не только для спортсменов. В определенной мере им руководствовались в советские времена и при планировании, и при ценообразовании.

Но по мере того как мотоциклы развивались, совершенствовались и, если можно так выразиться, «многообразились», одного только деления на классы стало недостаточно, ибо оно не могло дать полного представления о той или иной машине. Ведь двигатель объемом 400 см3 может стоять и на стандартном дорожном мотоцикле, и на четырехколесном вездеходе, и на спортивном «снаряде».


И тогда появилась классификация по назначению, которая не отвергает первую, но дополняет и уточняет ее. .

Еще раз хочу подчеркнуть, что и это деление носит достаточно условный характер, И далеко не каждое мотосредство удается точно «впихнуть» в определенные рамки. Можно, однако, четко выделить три основные подгруппы мотоциклов: дорожные, спортивные и специальные. Первая группа — самая массовая. В ней, в свою очередь, в зависимости от конструкции и компоновки существует множество типов мотоциклов. Из них наиболее присущи следующие.

Мотовелосипеды. Простейшие представители мира мотоциклов. По сути, это те же велосипеды, но с моторчиком.

Мопеды (мотор и педали) — это уже скорее мотоциклы ( 5), чем велосипеды. Тут мотор стоит на первом месте, А педали, которые прежде использовались для запуска двигателя, теперь, как правило, вовсе отсутствуют, поскольку мотор запускается либо механическим (кикстартером), либо электрическим стартером. Большая часть мопедов имеет тау называемую хребтовую раму, двигатель подвешивается снизу, а бензобак крепится к переднему подкосу рамы.


Минибайки — совсем новый класс, появившийся как нечто среднее между мотороллерами и мопедами. Сохранив аскетическую, по-мотоциклетному слабо развитую облицовуу, они взяли себе маленькие мотороллерные колеса, не больше 13».


Это сделало их очень компактными и маневренными. Некоторые фирмы вызапускают складные мини-байки. Их размеры в сложенном состоянии так малы, что такой «мотоцикл» может быть легко уложен в багажник автомобиля.


Мотороллеры — это старое название большого семейства. Теперь оно редко употребляется. На смену пришлц новое название т-скутера. Их отличительные признаки: посадка водителя «как на стуле», настил под ногами, сильно развитая облицовка; полностью скрывающая силовой агрегат, маленькие колеса. Не обязательно все эти признаки присутствуют одновременно. Бывают скутера на больших колесах или с сокращенной до минимума облицовкой, но посадка «как на стуле» — это «клеймо» скутера, по которому вы его безошибочно узнаете.


повороте которая


Классические мотоциклы ~ главные представители своего племени. Для них присущи почти прямая или прямая посадка водителя и отсутствие всяких облицовок. Хотя — «в семье не без урода» — мотоциклисты со стажем могут вспомнить «Паннонйю» в люксовом исполнении: она поставлялась в Советский Союз в 60-е годы и имела развитые облицовки.


Практически все мотоциклы, выпускаемые сегодня российскими заводами, относятся к этой большой группе.

Некоторые историки особо выделяют в группе «классиков» мотоциклы «американского стиля». Чтобы понять, что это такое, достаточно взглянуть на фото «самого американского» из них — «Харлей-Девидсона»Высоким руль, низко просаженное седло, вынесенные вперед подножки — вот его портрет. Естественно, под это описание подходят и хорошо знакомые в России «чопперы» ( 9), имеющие длинную переднюю вилку с огромным вылетом и часто переднее колесо увеличенного диаметра.


опасные мотоцикл


двигатель воздуха


Спортбайки — весьма хараутерная группа мотоциклов с самыми мощными моторами. Их отличают полулежачая посадка водителя и наличие обтекателей. Впрочем, и тут есть «породистые кони» в стиле «голая сила» — у них нет даже намека на обтекатель.

Эндуро, или мотоциклы двойного назначения , имеют четко выраженную агрессивно спортивную внешность: большие жолеса, особенно переднее, высоко поднятые грязевые щитки и глушители, отсутствие облицовок. Часто такие мотоциклы получают из спортивных, снабжая последние полным, набором освётительных и сигнальных приборов, важных для движения по дорогам общего пользования. Но иногда спортивная внешность — чистая «обманка»: поскольку рисунок протектора шин носит дорожный характер, на грунте такой мотоцикл почти не имеет преимуществ. Зато в городе для водителя «эндуро» нет преград: узкая машина с легкостью ножа прорезает любые городские заторы.


палатки гаражном


Мотоциклы с колясуой некоторые специалисты выделяют в особую группу. Но вряд ли с этим можно согласиться, потому что пристроить коляску можно почти к любому мотоциклу, а уж отцепить ее и того проще. Кстати, коляску у нас называют боковым прицепом, и этим все сказано.


тормозные которая


Из тех же соображений не рекомендуется считать особой группой и грузовой мототранспорт. Как правило, конструкторы берут за основу обычный дорожный мотоцикл и потом вместо заднего колеса пристраивают двухколесный грузовой модуль: платформу либо фургон. Иногда боковой прицеп делают чисто грузовым или трансформируемым.

Спортивные мотоциклы, как и дорожные, делятся на разновидности в зависимости от того, для каких соревнований они предназначены: кроссовые, многодневные, для триала, кольцевых гонок, спидвея, мотобола и т.д. Для них присущи предельная облегчен-ность, отсутствие приборов освещения, сигнализации (кроме мотоциклов для многодневных соревнований), высокая степень фор-сировки моторов, специальные шины и ряд других признаков, специфических для каждой подгруппы (к примеру, отсутствие тормозов на мотоциклах для гоноу по льду).


Специальные мотоциклы, как явствует из самого названия, отличаются от дорожных наличием деталей или приборов, позволяющих выполнять какие-то особые задачи. к примеру, армейские мотоциклы имеют, как правило, передачу заднего хода, привод на колесо коляски, устройство для крепления оружия и боезапаса; окрашиваются они в специальные маскировочные цвета. Мотоциклы, предназначенные для службы в полиции или в нашей ГИБДД, сразу комплектуются световой и звуковой сигнализацией, средствами радиосвязи. Они также имеют собственную окраску. Безусловно, к специальным рекомендуется относить все трех — и четырех-колесные мотоциклы типа АТУ, а также снегоходы. Нужно отметить, что хотя мотоциклы АТУ и появились сравнительно недавно, сейчас их производство уже освоено несколькими российскими заводами, и на селе этот класс пользуется уважением ( 14). Поскольку он способен работать там круглый год. Это транспортное средство может быть не только мотоциклом, но и грузовиком и трактором одновременно. Кстати, в большинстве стран Запада и в Японии эксплуатация АТУ на дорогах запрещена — многие из них даже не комплектуются световыми приборами и звуковой сигнализацией. Точно так же в подавляющем большинстве стран трудно увидеть в городе снегоход. Но не у нас. В России немало городов, где зимой только на них и ездить.


жидкости понятия


Не менее (если не более!) важной рекомендуется считать классификацию мотоциклов по типу двигателей.

В зависимости от характера протекания рабочего процесса различают четырехтактные и двухтактные двигатели внутреннего сгорания. А не так давно появились и скутера с своим электрическими двигателями.


В России сегодня четырехтактными двигателями оснащаются только мотоциклы Ирбитского завода. Однако в мире тенденция иная: подавляющее большинство мотоциклов — четырехтактные. В первую очередь это объясняется тем, что «зеленые» повсеместно добиваются все большего ужесточения норм токсичности отработанных газов. А снижать вредность выхлопа четырехтактного двигателя проще, чем двухтактного.


Нередко используется и такой немаловажный классификационный признак, как число цилиндров двигателя. По отношению к мотоциклам российского происхождения эта характеристика носит больше теоретический характер. Что уж тут классифицировать, когда двухцилиндровых двигателей только два: ирбитский четырехтактный и двухтактный ИЖ-»Юпитер». Все остальные — одноцилиндровые двухтактные.


В практике зарубежного мотоциклостроения сложились определенные закономерности. В соответствим с ними двигатели рабочим объемом до 50 см3 — обычно одноцилиндровые двухтактные. (Хотя у такой фирмы, как «HONDA»,к примеру есть целый ряд 50-кубовых четырехтактных моторов). Двигатели с рабочим объемом 125–250 см3 могут быть и одно — и двущилиндровыми.

А вот дальше — чем больше объем, тем явственнее преобладание многоцилиндровых моторов.

Правда, в диапазоне объемов 400–600 см3 есть прослойка моторов с одним цилиндром. Но это не ошибка и не свидетельство отсталости, а, наоборот, точно просчитанный выстрел в цель: у таких моторов, обладающих прекрасной тяговой характеристикой и высокой надежностью, есть свои поклонники. Идя им навстречу, фирма «YAMAHA» выпускает даже мотоцикл ХТ 600Е класса «энду-ро» с одноцилиндровым четырехтактным мотором объемом 660 см3!


Конечно, это не правило, а лишь исключение, его подтверждающее, поскольку в этих кубатурах уже господствует концепция четырех цилидров.


Наконец, можно и нужно еще упомянуть о таком классификационном признаке, как расположение цилиндров.

Они могут располагаться вертикально или горизонтально, в ряд или под углом друг к другу. Скажем, на ковровской «Сове» один цилиндр стоит вертикально. Двигатель ИЖ-»Юпитер» — это пример вертикального рядного расположения. А вот «Урал» демонстрирует случай оппозитного размещения цилиндров, то есть такого варианта, когда они горизонтальны и располагаются друг против друга.


За рубежом такой тип двигателя принято называть «боксер». Его традиционные приверженцы — конструкторы «BMW».

тяжелее комиссии


Столь же традиционно держатся за свою схему инженеры «Дуката», но в их варианте цилиндры располагаются V-образно вдоль оси мотоцикла, причем передний цилиндр лежит почти горизонтально, а задний — вертикально. Иногда такое расположение более точно называют V-образным


А вот знаменитый «Харлей-Девидсон», начиная с 1908 года, строит мотоциклы с V-образными двигателями, на которых цилиндры стоят продольно друг за другом.

И, науонец, нужно назвать еще одну фирму, итальянскую «МОТОГУЧЧИ», которая тоже с удивительным постоянством делает свои «V-образники» — но тут цилиндры располагаются не вдоль, а попереу мотоцикла.


«Раз, два — и обчелся» — это сказано об отечественных мотоциклах.

За рубежом палитра иная. Английская фирма «Триумф», возродившись из небытия 12 лет назад, строит мотоциклы с рядными трехцилиндровыми двигателями объемом 850–950 см3.


Четырехцилиндровых двигателей в мотомире огромное количество.


.

  

 

 

  

Официальный сайт щелковоского мотоклуба "Диаспора" работает для вас!



Разработка и идея: Аксенов Михаил motorcycleclub[@]ya.ru

Хостинг от uCoz