|
Как выбрать мотоцикл
|
Этот вопрос встречался в письмах едва ли не чаще других. И
всегда вызывал некое удивление и легкую досаду. Так и хотелось сказать: «Господи,
да ведь не с того конца надо подходить к этому делу! Надо же сначала
определиться, для чего Вам нужен мотоцикл!» Потом я понял, что наши посетители,
задавая этот вопрос, просто неправильно его формулировали. Они наивно
предполагали, что мы уже знаем, зачем им мотоцикл — оставалось только уточнить,
какой...
Что ж, попробуем ответить, отталкиваясь от такого
предположения.
Итак, вариантов «для чего» может быть, конечно, очень много.
Но наиболее вероятные из них такие:
А. Друзья из вашего ближайшего окружения все поголовно ездят
на мотоциклах — Вам не хочется быть «белой вороной».
Б. Вы живете в сельской местности, где куда ни кинь — расстояния
в десятки километров. Пешком не находишься, общественного транспорта нет. А
мотоцикл — реальный выход.
В. Вы побывали на мотоциклетных соревнованиях, после этого
что-то в Вас проснулось, до того дремавшее, и Вы подумали: «А может, и я так
смогу?»
Г. В большом городе Вы реально сталкиваетесь с проблемой
городских «пробок». Может быть, их решит мотоцикл?
Д. В журнале «Мото» время от времени Вы читаете о дальних
путешествиях. И однажды Вас тоже потянуло за горизонт. Какой мотоцикл для этого
нужен?
А еще возможны варианты Е, Ж... и так далее — до
бесконечности. А еще на выбор мотоцикла могут повлиять Ваш возраст и пол, и
даже то, первый ли это мотоцикл в Вашей жизни или не первый.
С чего же мы начнем? Пожалуй, с законодательной части: без
нее этот разговор будет бессмысленным.
Выехав однажды на дорогу, Вы станете полноправным участником
сложного процесса, именуемого дорожным движением. Чтобы участвовать в этом
процессе, надо знать его законы. Подробнее на эту тему мы поговорим в
соответствующей главе. Пока лишь отметим, что ошибки в соблюдении этих законов
жизнью караются очень жестоко, гораздо страшнее, чем сотрудниками ГИБДД. А
поскольку мотоцикл — транспортное средство повышенной опасности, эта опасность
тем больше, чем мощнее мотоцикл, во многих странах идут на сознательное
усложнение доступа к нему. Если ездить на 50-кубовом скутере или мопеде в
большинстве случаев можно без всяких «прав» в любой одежде (хотя кое-где все же
требуется иметь на голове шлем, а в кармане — медицинскую справку о состоянии
здоровья), то по мере увеличения кубатуры двигателя, а, следовательно, его
мощности и суорости, требования к водителю ужесточаются.
Так, с 1 июля 1996 года в странах Европейского Союза введено
сайтение водителей на категории. Категория «А1» дает право с 16 лет ездить га
мотоциклах с объемом двигателя не более 125 см3 и мощностью до 11 кВт (15 л. с).
Категория «А» разрешает с 18 лет ездить на мотоциклах
мощностью до 25 кВт (34 л. с). И лишь спустя еще два года мотоциклисту дается
право управлять более мощными аппаратами.
В противоположном конце света, в Японии, существует также
деление водителей на три подгруппы по праву управлять мотоциклами с двигателями до
250 см3, до 400, и свыше 400 см3 соответственно.
У нас такого деления нет (пока нет) — но не надо
обольщаться. Мы очень стремительно догоняем Запад.
Пока же порядок такой. Мопедами и прочими транспортными
средствами с моторчиками до 50 см3 и максимальной конструктивной скоростью до 50 км/ч может управлять любой, достигший 14-летнего возраста. А исполнилось 16 лет — получай «права»
категории «А» и садись сразу хоть на 100-сильную «Хонду».
К слову, когда в Москве открылся первый магазин «Аояма Моторс»,
его продавцы рассказывали, что поначалу никто из тех, кто купил такие
мотоциклы, не мог на них благополучно доехать до дома — не получалось. К
овладению такой мощностью на двух колесах надо привыкать постепенно и
осторожно.
Для начинающих наибольший интерес представляет скутер. Он
легок, прост в управлении, маневрен. И универсален: даже женщина в юбке
чувствует себя за рулем скутера достаточно комфортно.
Вернемся, однако, к началу разговора о том, какой мотоцикл
нужен. Теперь у Вас больше критериев и оснований для выбора. В варианте «А»,
когда Вы действуете из чувства солидарности, о выборе нет речи. Вы все равно
купите то, что Вам присоветуют друзья. А они посоветуют того на чем ездят сами,
потому что хоть в этом они что-то смыслят.
Вариант «Б» сложнее. Тут выбор мотоцикла зависит и от Вашего
физического состояния, и от качества дорог, и от расстояний, уоторые придется
преодолевать, и даже от того, будете ли Вы ездить в одиночестве или непременно
кого-то или что-то подвозить. Сравните три отечественных мотоцикла: «Сову», ИЖ «Планета-5»
и «Урал-Соло». Сухая масса «Совы» — 122 кг, «Планеты» — 160 кг, а «Урала» — 235 кг. Прикиньте свои возможности на тот весьма вероятный случай, когда
придется поднимать упавший мотоцикл или выталкивать его из грязи — и ваш выбор
сразу станет определеннее. Опять же, перевезти на «Сове» или Иже одного
пассажира — не фокус. Но вот доставить со склада в поле тяжелую коробку передач
— уже проблема.
Я говорю б этом так подробно лишь потому, что хочу убедить
Вас в простой истине: абсолютно универсальных'мотоциклов не бывает. Всякая
универсальность — это компромисс. И за него приходится платить потерей каких-то
качеств. Если мотоцикл очень хорош и быстр на шоссе — он скорее всего окажется
плох на проселке. Если он прекрасно идет по грязи — на хорошем асфальте он
будет неустойчив и медлителен. А попытка придать «проходимись-тому» мотоциклу
свойства шоссейного «пожирателя пространства» приведет непременно к тому, что
его проходимость снизится, но и максимальная скорость не станет такой, как
хотелось.
Подводя итог, можно сказать, что правильно делает тот, кто
вначале, на период освоения и накопления навыков и опыта, приобретает скутер
или легкий дорожный мотоцикл. И лишь позже, хорошо впитав науку поведения на
дороге и практику управления, разобравшись и определившись с целями, приобретет
себе железного друга, более точно соответствующего этим целям.
И тогда само собой станет очевидно, что для езды по городу
хороши скутера или городские «эндуро»; что с проселочными дорогами дружат те же
«эндуро», а также мотоциклы на трех или четырех колесах; что для «дальнобоя» по
хорошим магистралям прекрасно подходят супербайки. А для мотопутешествий нужны
мощные дорожные мотоциклы, где есть место для пассажира, а на багажнике можно
разместить все, что понадобится в дальней дороге.
.
|
|
Официальный сайт щелковоского мотоклуба
"Диаспора" работает для вас!
Разработка и идея: Аксенов Михаил motorcycleclub[@]ya.ru
|