Мотоклуб в Щелково

"Диаспора"

 

 

 

Путешествия на мотоцикле

 

 

— Я никогда не уезжал от дома дальше чем на 20 км. Так хочется посмотреть на другие города. Но, честно говоря, страшновато поуа. Вдруг что-то случится с мотоциклом, как добираться обратно ? Что вы посоветуете?

Мотоциклист — это не просто человек, умеющий управлять двухколесной машиной. Это, если хотите, особый образ мышления, это склад характера и даже образ жизни.

Мотоциклетное племя многолико. Для одних мотоцикл — лишь повод для общения с соседями по гаражу. Для других — незаменимая рабочая лошадка. А для третьих — способ заглянуть за горизонт.

Годы своей молодости я вспоминаю исключительно по маршрутам, которые удалось освоить: 1963 — Прибалтика; 1964 — Крым; 1965 — Средняя Азия; 1966 — Братск; 1967 — Владивосток; 1968 — Карелия... Время между отпусками было заполнено подготовуой к новым походам. И ожиданием счастья, то неизменно охватывало и переполняло душу, когда ранним утром пустынная дорога разматывала перед нами свое бесконечное полотно, а мотоцикл под ровную песню мотора глотал километр за километром, открывая новые и новые дали...

М-да. Я эту песню могу петь с утра до вечера, извините. Благо есть что вспомнить. Но надо вернуться к конкретно поставленному вопросу.

Итак — что я посоветую?

Да конечно же, ехать! Непременно! «Волков бояться — в лес не ходить». Раз появилось такое желание — проверить, где земля схо—

дится с небом — его надо непременно осуществить. Только не сразу, не сию минуту. Сначала, как велось в старину, надо присесть перед дальней дорогой и хорошенько все обмозговать.

Подготовка к любой дороге начинается с выбора и проработки маршрута.

Для первого раза выберите поездку в какой-нибудь интересный уголок, лежащий в 100–150 км от вашего дома. Это может быть и областной город, и старинный монастырь, и крупный туристический центр, и даже просто старая деревня, как-то связанная с Вашими родовыми корнями. Просчитайте километраж по атласу, узнайте состояние дорог, соберите максимум информации обо всем, что встретится по пути. Тут помогут и атлас, и справочники, и путеводители. Неплохо заглянуть в библиотеку — вдруг обнаружится, что этим же путем и в это же время года проезжал, скажем, Александр Сергеевич...

Постарайтесь найти напарника и единомышленника. А еще лучше — двух. Потому что путешествовать в одиночестве — хорошо. А в компании — замечательно. Разница очевидна.

Было бы совсем здорово, если бы у Вас у всех были одинаковые мотоциклы. При таком варианте проще решается проблема запасных частей. Правда, в Вашем первом походе они вряд ли понадобятся — разве что запасная свеча зажигания да камера на случай прокола. Но ведь мы с вами уже сейчас понимаем, что «лиха беда — начало». Тот, кто ступил на путь туризма, редко в состоянии с него свернуть.

За ближним походом порекомендуется чуть более дальний, за ним — совсем дальний. А потом... Кто знает, куда вас занесет желание узнавать мир.


топлива палатки7


Мы только что обмолвились, что в первом походе запчасти Вам едва ли понадобятся. И это действительно так.

Но мотоцикл-то к походу все равно надо подготовить. Даже ее-ли этот «поход» совсем короткий. Учиться надо уже сейчас.


Накануне перед выездом проверьте мотоцикл по программе КО (контрольного осмотра). Проверьте свои документы: кроме водительского удостоверения, талона техосмотра и регистрационных документов на мотоцикл нужно взять с собой личный паспорт. А также какую-то сумму денег. Документы лучше упаковать в целлофановый пакет и поместить в сумке на поясе — тогда вы их нигде не забудете. Приготовьте фотоаппарат — досадно было бы, побывав в каком-то замечательном месте, не сохранить об этом никаких воспоминаний. Также накануне договоритесь со своими спутниками о времени выезда и месте встречи.

Я сторонник ранних выездов. Всегда предпочитал выезжать на рассвете, когда город еще спит. Это снимает множество дорожных проблем и полностью компенсирует нето неудобство раннего подъема.

Место встречи мы обычно назначали на выезде из города, около указателя «конец населенного пункта» — тут уж невозможно ошибиться.


Предположим, первый выезд у Вас состоялся и прошел успешно. Потом Вы в составе своей подгруппы съездили во второй поход, в третий. Кто-то, наверное, «откололся» — такое случается. Но его место занял другой мотоциклист — «свято место пусто не бывает».

В этих коротких походах постепенно выясняется, что один из Вас определенно лучше фотографирует, другой охотно берет на себя хозяйственные хлопоты, третий отзывается раньше всех, если нужно сменить камеру, заклеить прокол... Так совершенно естественным образом определяется специализация каждого, распределяются обязанности — без этого невозможно обойтись в мало-мальски сложном походе. А Вы, судя по всему, уже почти готовы к этому.

Почти — потому что нужно еще поездить на природу с ночевка—

ми, чтобы научиться выбирать место для лагеря, устанавливать палатки и обустраивать быт, в любую погоду разводить костер и готовить еду. Конечно, без всего этого можно и обойтись. Можно останавливаться в гостиницах или мотелях. Можно обедать в ресторанах и кафе.

Но жизнь — штука многогранная. Однажды она непременно поставит Вас в такие условия, что Вам придется ночевать вдали от города, и тут бывает до слез жалко взрослых больших и сильных мальчиков и девочек, которые, оказывается, боятся каждого лесного шороха, скрипнувшей ветуи и оказываются совершенно беспомощны перед лицом надвигающейся ночи.

Начнем с выбора места для лагеря.

Первое правило — не останавливаться вблизи дороги. Канули в прошлое (и, похоже, надолго) времена, когда можно было без опасений ночевать в придорожной лесополосе, расстелив на земле одеяло.

Теперь у дороги неспокойно. Лучше, выбрав хороший съезд, удалиться от нее метров на 300–500 и выбрать тихое место на лесной опушке, не видное с дороги. Не нужно забираться в глубь леса: там больше комаров и клещей. Лучше остановиться там, где продувает ветерок. Место должно быть сухим, в случае ночной грозы ваш лагерь не должно заливать водой. Обязательное условие — поблизости должна быть питьевая вода. Не возить же ее с собой в канистрах. (Хотя бывает и такое, но это уже специфика южных походов.)


топлива палатки8


Как видите выбрать место для ночевки совсем не просто. А потому начинать поиски надо заблаговременно, пока светло. Иначе потом придется ночевать где попало и спать без ужина. (Имею печальный опыт, о котором всегда с удовольствием рассуазываю. Однажды мы так спешили в Крым, что плюнули на все свой правила и ехали до глубокой ночи. Уже в полной темноте прибыли на Золотой пляж в Феодосию, когда весь «дикий народ» мирно спал. С трудом нашли единственный пустой пятачок пространства, расстелили на нем палатки и рухнули на них, не раздеваясь. А утром обнаружили, что спим в центре... общей, пардон, помойки, куда все сносят мусор. Вот так.)

Питьевая вода — это колодец, родник, ручей или река. И если из родника или колодца можно пить и сырую воду, то из реки и ручья — только после кипячения. Мы ведь никогда не знаем, что находится выше по течению — свиноферма или химкомбинат?


Место для установки палаток нужно выбирать ровное, без пеньков и корней. Желательно ставить палатки таким образом, чтобы они не мешали ходить к воде или за дровами. Иначе ночью кто-то непременно запутается в растяжках и переполошит всех.


Если лето сухое и теплое, палатку можно ставить прямо на землю. Если же земля мокрая, нужно сначала расстелить полиэтиленовую пленку, а уже на нее ставить палатку. Кстати, если накрапывает или хотя бы ожидается дождь, такой же пленкой, рекомендуется накрыть палатку сверху, привязав ее к растяжкам. Утром не будет хлопот — палатка останется сухой.

В лесу всегда много сушняка. Заготавливать для костра нужно

только его. Рубить зеленые деревца глупо, преступно и бессмысленно. И природе вред, и горят плохо.

На том месте, где будет костер, надо снять дерн (квадрат примерно метр на метр) и отнести его в сторонку. Конечно, по большому счету при наличии примусов костер вроде бы и не нужен. Но какой же вечер без посиделок, без песен и баек... «Не за тепло люблю костер — за тесный круг друзей...» А потому — каждому свое. Нравится готовить на примусе — пожалуйста; на костре — ради Бога. А можно совмещать одно с другим: готовить на примусе, а отдыхать душой — у костра.

Но всегда, в любом случае, заклинаю Вас всем святым, помните: самое большое число лесных пожаров случается по вине людей, неосторожно и преступно, а то и просто неумело обращающихся с огнем. Рядом с костром всегда должна быть вода, чтобы в случае необходимости тут же залить распространяющееся пламя. Над костром не должно быть низко нависающих (тем более сухих) ветвей. У костра неотлучно обязан находиться «костровой» — человек, отвечающий за разведение и поддержание огня, а также за его обуздание. Когда Ваш короткий ночлег будет закончен и лагерь свернут, этот человек зальет остатки костра и уложит на место снятый дерн.

Вообще надо взять за правило: после вашего ухода с поляны о вашем пребывании там должны напоминать только сухие прямоугольники примятой травы там, где стояли палатки. Но через сутки-другие и эти следы исчезнут. Весь мусор за собой нужно убирать. Что горит — сжигать. Металлические консервные банки обычно обжигают на костре и потом закапывают. Стеклянную посуду лучше увезти с собой и выбросить в мусорный контейнер на первой же площадке отдыха.


Я очень хотел бы, чтобы Вы почаще вспоминали вот эти строчки из повести братьев Стругацких «Пикник на обочине»:

«Представьте себе: лес, проселок, лужайка. С проселка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылочки, корзины с провизией, девушки, транзисторы, фото — и киноаппараты... Разжигается костер, ставятся палатки, включается музыка. А утром они уезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих

убежищ. И что же они видят? На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, перегоревшие лампочки, кто-то обронил разводной ключ. От протекторов осталась грязь, налипшая на каком-то неведомом болоте. Ну и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обертки, консервные банки, пустые бутылочки, чей-то носовой платок, чей-то перочинный нож, старые драные газеты, монетки, увядшие цветы с других полян...»

Жутковатая картинка, не правда ли? Если будем держать ее в памяти, наше посещение не станет катастрофой для природы.


О распределении обязанностей в. походе мы уже несколько раз ненавязчиво обмолвились: Хочу к этому добавить, что руководит походом один человек, лидер. Ему все подчиняются. По туристской традиции его называют командором. Он ведет группу. Он определяет график движения и распорядок дня; он отвечает за безопасность и состояние здоровья участников похода. Если кого-то такая постановка вопроса не устраивает, тот должен ездить один. Или, что еще лучше _ вообще не ездить. Потому что в походе, как в армии, от демократии один вред.

Сошлюсь опять же на собственный опыт.

Я всегда был сторонником ранних выездов — Вы это уже знаете. Мы устраивали подъем в 5 часов утра, быстро сворачивали лагерь, завтракали тем, что осталось от ужина (его намеренно готовили с запасом), пили кофе или чай из термосов, убирали лагерь и к шести часам утра уже были на дороге.

Иногда в группу попадали новички, которые сразу начинали ворчать: «Что это за порядки? Я в отпуске и хочу отдыхать. Почему мне не дают выспаться и чуть свет поднимают, заставляют ехать, когда еще холодно и сыро?»

Как правило, ворчание прекращалось через несколько дней. Потому что за утренние 4–5 часов мы успевали проскочить без напряжения 300–350 километров. Проехать их в удовольствие, со свежими силами, по пустой еще дороге. А затем останавливались где-нибудь на берегу речки, загорали, купались и отдыхали, пережидая жару. А кто-то досыпал, если хотел. Потом мы обедали и после трех часов пополудни снова садились на мотоциклы и продолжали путь. Причем уже с 7–8 часов мы начинали искать место для ночлега. Если, конечно, оно заранее не было намечено в маршруте.


Если кого-то такой распорядок не устраивал, наши пути после похода расходились, порой — навсегда. Но те, кто оставался ... Мы дружим до сих пор. И до сих пор встречаемся.

Вероятность того, что в дороге откажет мотоцикл, очень невелика. То есть какие-то неполадки, конечно, возникнуть могут. Но чтобы мотоцикл безвозвратно, окончательно «загнулся» — тауое возможно только в экстремальных походах. В обычных же асфальтовых «покатушках» подобного не припомню.

А поломки — они устранимы.


Надо только иметь в группе хорошего механика. А он есть почти всегда. И в группе его место — в арвегарде. Он — «чистильщик». Он страхует всех отставших.

Что же касается запчастей, то возить с собой запасной мотор — непозволительная роскошь. Сейчас можно купить почти все и почти везде (если речь идет, конечно, об отечественной технике), были бы деньги. Везти же с собой рекомендуется минимум, ремкомплект.


В него могут войти, допустим, свеча зажигания, трос газа и трос сцепления, конденсатор, прерыватель, комплект лампочек, несколько звеньев цепи и замки к ней, несколько золотников для камер, ремонтный набор «тип-топ», предназначенный для быстрой заделки проколов шин и камер... Да, пожалуй, и все.

Хотя, конечно, многое зависит от того, на каких мотоциклах Вы едете, от их особенностей. к примеру, если на каком-то мотоцикле зажигание не классическое, а современное, электронное, то очень полезно иметь в рюкзаке устройство, именуемое коммутатором. Его ведь не починишь с отверткой и гаечным ключом.

Если группа состоит из 3–5 мотоциклов, да еще и однотипных, вопросы перевозки запчастей и снаряжения решаются гораздо проще. Свой индивидуальный набор имеет каждый водитель. А вот общее снаряжение и общие запчасти можно распределить между машинами, чтобы никому не было в тягость — «чтобы было».

В такой общий скарб входят продукты, инструмент, запчасти и специальное снаряжение.

По части продуктов можно сказать, что их набор зависит от целей похода, времени года и района путешествия. Если это настоящая экспедиция, включающая «ненаселенку», первопрохождения и тому подобные спортивные элементы, с собой надо брать все, от соли и хлеба до тушенки и сгущенки.


Если едете по жилым местам, нет смысла забивать сумки продуктами, можно рассчитывать на обеды в столовых, а с собой везти только то, чем можно позавтракать или перекусить: чай, кофе, сахар, сухари, сыр, копченую колбасу...

В южных районах нельзя везти мясо — даже копчености быстро приходят в негодность. А масло можно использовать только растительное, в пузырях. Предпочтение надо отдавать макаронным изделиям, крупам и концентратам.

Инструмент. Пословицу «без инструмента и вошь не убьешь» начинаешь понимать именно в походе. Иногда готов что угодно отдать за хороший ключ нужного величины. Потому что плохой — вот он, сломался. Как известно, без него, зубами, гайку не открутишь.


Но ключи каждый берет свои. А к общему хозяйству относятся ножной насос с манометром, хороший универсальный съемник, ножовочное полотно, зубило, пучок проводов и несколько клемм-ных наконечников, герметик, напильники, 3–4 сверла, плашки и метчики для самых ходовых резьб Мб — М10, ручная дрель, молоток, топор и ножовка.

Опять же к такому перечню надо подходить творчески. Он — только ориентир. Если в группе только «одиночки», на чем-то можно и сэкономить. Если же есть мотоцикл с коляской, список можно расширить.

Сказанное в равной степени относится и к запчастям. Можно взять в дорогу подшипники колес и сальники, пружины задних амортизаторов, реле-регулятор и диодный мост, щетки генератора, спицы колес, «абор винтов и гаек ходовых размеров, ремкомплект карбюратора с поплавком, запорным клапаном и жиклерами. Количество всего этого определяется опытом и иными обстоятельствами — повторяться нет смысла.

К специальному снаряжению можно отнести огнетушитель, канистру для бензина и воронку с сеткой, хорошую крепкую веревку, видеокамеру, бинокль, полиэтиленовую пленку для палаток и т.п.

Поскольку для человека молодого и неопытного даже подбор личных вещей может оказаться проблемой, давайте поговорим и об этом.


Прежде всего, у каждого должны быть предметы личной гигиены: бритва с пеной или гелем, зубная щетка и паста, мыло, полотенце, одеколон или туалетная вода, носовые платки, а также нитка с иголкой и нож.

Личные вещи мотоциклиста состоят из двух-трех комплектов нижнего белья, верхней мотоциклетной походной экипировки и комплекта одежды «для выхода в свет», в который входят брюки, кроссовки, рубашка или ветровка (е»сли нет желания бродить по городу в запыленной «коже» и пудовых мотоботах). Кроме того, нужно иметь в запасе теплый свитер на случай похолодания и какой-то защитный комплект от дождя. Лучше всего на эту роль подходят костюмы химзащиты, состоящие из куртки с капюшоном и длинных штанов на помочах, сделанных заодно с бахилами. Все это надевается прямо поверх обычного мотокостюма — тогда можно ехать целый день под проливным дождем и вечером обнаружить, что промок только воротник свитера, куда задувало отдельные капли со шлема.ч

— Когда странствующие мотоциклисты вечером собираются на привале у костра, они, наверное, поют песни, как все туристы. А есть у них свои, мотоциклетные песни ?

Без гитары не обходится ни один сколько-нибудь приличный поход. Я не брал гитару только в зимние северные экспедиции: инструмент там не выжил бы. Песни же у костров поются самые обычные, общетуристские, общечеловеческие.


.

  

 

 

  

Официальный сайт щелковоского мотоклуба "Диаспора" работает для вас!



Разработка и идея: Аксенов Михаил motorcycleclub[@]ya.ru

Хостинг от uCoz