Мотоклуб в Щелково

"Диаспора"

 

 

 

Падение с мотоцикла

 

 

— Мне приходилось не раз падать с велосипеда — ничего страшного. Пара царапин и ссадин, через три дня все заживает. Но на мотоцикле скорости выше. Наверное — и травмы серьезнее?Как их избежать?

От падений никто не застрахован. Тем более не застрахованы от этого мотоциклисты.


хороший действий9


Однако должен с полной ответственностью сказать, что падения на высокой скорости случаются крайне редко (у счастью). И являются следствием либо очень грубых ошибок, либо трагического стечения обстоятельств,

На высокой скорости падают мотоциклисты, заснувшие за рулем. Однако такое происходит лишь при крайней степени утомления. Сам я долго не верил, что такое вообще возможно. Но однажды....


мотоцикл теоретической0


Сборная команда Советского Союза возвращалась домой после выступления на ралли ФИМ в Югославии. Я ехал в составе заводской ижевской команды.

Мы провели ночь в гостинице небольшого чехословацкого То-родка^ откуда до нашей границы оставалось около 60 км. Выехали оттуда очень рано, около 6 часов утра, чтобы побыстрее пройти таможню и потом отдохнуть в спортивном клубе Ужгорода.

Выехали под дождем, и всуоре наши штормовки, надетые поверх кожаных костюмов, промокли насувозь. А потом стала набухать и кожа.

Таможня и тогда была делом нудным (а может, и еще более нудным, чем теперь!), и в Ужгород мы приехали уже часам к двум, совершенно промокшие. И тут ижевской команде принесли телеграмму, из той следовало, что нашему товарищу Валентину Ульянову надлежало уже через двое суток быть на подмосковном полигоне в Дмитрове, чтобы участвовать в соревнованиях на первенство заводской марки. Мы тут же выяснили, что самолеты не летают (погода), а билеты на поезд проданы на две недели вперед (пора отпусков). Оставалось одно — ехать на мотоцикле.

Устали все, всем нужен был отдых. А одного Валентина отпускать было нельзя, требовался хотя бы еще один напарник. Не буду утомлять разбором причин. Как бы то ни было, выбор пал на меня. И уже около трех часов дня мы с Валентином на двух ИЖах стартовали на Москву.

Карпаты, к счастью, прошли без дождя и даже сами начали обсыхать. Но потом снова полило, как из ведра. И под этим ливнем мы шли без остановки всю ночь. Ливень кончился на рассвете, как раз тогда, когда мы выскочили на трассу Брест — Москва.


И тут, на пустынной ровной трассе, заснул Валентин. Я это понял не сразу. Сначала просто удивился тому, что он съехал на обочину и продолжал гнать по песку и лужам, не сбрасывая «газ», на скорости 110 км/ч. Потом, почуяв неладное, я поравнялся с ним — и увидел, что он спит и голова болтается в такт прыжкам мотоцикла. Я «пофыркал» декомпрессором — Валентин тут же очнулся и выехал на дорогу.

Потом заснул я.

Среди небытия передо мной вдруг возник огромный стог сена. Он был тау близко, что я различал каждую соломинку. Разум еще не проснулся, но тело само бросило мотоцикл влево, и мы проскользнули мимо стога. Оглянувшись, я увидел, что это подвода, которую медленно тащит понурая лошаденка.

Потом, еще и еще раз все анализируя, я пришел к выводу, что проснулся от того, что изменился звук работы двигателя: я услышал отраженную волну звука, пришедшую от телеги. Знаете, так бывает, когда едешь по мосту с редкими опорами для перил — звук все время меняется: шу-шу-шу... Другого объяснения я не нахожу.

К вечеру того дня мы уже были в Москве, пройдя за 36 часов около 1800 километров...

Часто мотоциклисты падают, наехав на пролитое масло или налужу расплавленного гудрона. Последнее не редкость на южных дорогах, где при строительстве нехватку цемента компенсировали смолой. В особо жаркие дни асфальт там местами превращается в чередующиеся гудроновые лужи, очень скользкие и опасные. Их лучше объезжать по обочине.

Но гораздо чаще наш брат падает на малой скорости при неудачных попытках пересечь овраг, проехать по бревну или взять нахрапом холм. Последствия таких падений, как ни странно, бывают порой ничуть не легче «скоростных»: ведь если придавливает железная махина весом 200–300 кг, из-под нее сразу не выберешься. А сломать она может многое.

Самые неприятные падения, конечно, те, что связаны с дорожно-транспортными происшествиями. Потому что в этом случае травмы усугубляются ударом о другое препятствие или транспортное средство на скорости, равной сумме скоростей двух экипажей. Можно ли что-то посоветовать, чтобы тяжесть последствий падения была минимальной?


Но о том, как не попасть в опасную ситуацию, мы поговорим буквально в следующем сайте. Пока же — чисто технические рекомендации.

1. При падениях никогда жестко не выставляйте руку или ногу, пытаясь смягчить удар. Результат будет почти всегда один: сломанная конечность.

2. Когда уже очевидно, что мотоцикл не удержать, постарайтесь отделиться от него, чтобы заключительную фазу полета «пройти раздельно».

3. Отделившись от мотоцикла, сгруппируйтесь, подберите руки и ноги. Если после падения силы инерции начинают вас катить и кувыркать, не сопротивляйтесь, потерпите: это скоро кончится.

4. Упав, не пытайтесь тут же вскочить, если, конечно, на Вас не надвигается машина. И даже если надвигается, чаще бывает, быстрее откатиться, чем вскакивать. Убедитесь, что конечности в порядке, что вы можете ими двигать, и после этого покиньте опасное место и еще раз проанализируйте свое состояние.

5. Только после этого можно подойти к мотоциклу. Если он еще работает, выключите зажигание. Поднимите мотоцикл и откатите в безопасное место.

Дальше — по ситуации. Конечно, в жизни каждое падение не похоже на другое. Это всегда задача со множеством неизвестных.

Один мой знакомый, поняв, что сейчас произойдет столкновение с выехавшим сбоку автобусом, успел убрать ноги с подножек и выставить их вперед над рулем. В результате он отделался легкими ушибами, у мотоцикла согнулась передняя вилка. А у микроавтобуса пришлось менять дверь.

Другой приятель перед столкновением вскочил на седло. От удара он перелетел через автомобиль и опять же отделался синяками.

Так что к каждому падению надо подходить творчески.

И уж во всяком случае не терять самообладания, не закрывать в страхе глаза, а до последней доли секунды стараться сканировать ситуацию в поисках наилучшего решения.


— В Правилах вроде бы где-то написано, что на мотоцикле должны быть дуги безопасности. Они действительно чем-то полезны ?

Давайте уточним. Требование, о котором идет речь, содержится не в самих «Правилах дорожного движения», а в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации. И звучит этот п. 7.12 так: «На мотоцикле нет предусмотренных конструкцией дуг безопасности».

Стало быть, если Вы купили мотоцикл без дуг, их не нужно ставить, потому что никто не вправе требовать от Вас, чтобы вы знали, предусмотрены дуги конструкцией или нет. Это одна часть вопроса. И, пожалуй, не самая главная.

Гораздо серьезнее вторая его половина: помогают ли дуги безопасности в случае падения?

Простите, но я начну издалека.

Давным-давно, когда об узаконивании дуг безопасности не было и речи, мы, наученные опытом, начали ставить их на мотоциклы.



Во-первых, нас подталкивали к этому те самые «гудроновые» падения, о которых было сказано чуть выше. Мотоцикл в этом случае чаще всего просто ложился на бок, как подрезанный — и тогда дуга выручала. Можно было остаться совсем невредимым, даже проскользив на боку 20–30 метров.

Во-вторых, дуги оказались весьма полезной штукой и в чисто утилитарном смысле: мы закрывали их линолеумом, и это защищало колени от холода; мы вешали сверху всякого рода ящички длямелочевки. А некоторые ловкачи хранили в дугах запас масла начерный день — тогда это был дефицит.


Потом некоторые заводы стали серийно комплеутовать мотоциклы дугами безопасности. Тут бы нам и возрадоваться;

Но сельские мотоциклисты сразу же стали дуги снимать. И понятно: мотоциклы с широченными дугами не умещаются в обычной колее, проложенной трактором. Дуги мешают ехать и по узкой лесной тропинке — того и гляди, зацепишь за пенек и упадешь там, где до этого без дуг ездил каждый день.

Что же Касается больших скоростей и аварийных ситуаций, где дуги по замыслу как раз и должны оказаться особо полезными, то и тут положение совсем не однозначно.

Во-первых, нет никакой гарантии, что дуги — их ширина, высота, прочность — хоть каким-то образом просчитаны. А если они и были просчитаны когда-то, опять же нет гарантий, что заводы ставят на мотоциклы изделия, в какой-то мере соответствующие тем расчетам. И самое главное, нет никаких данных об испытаниях этих дуг, об их влиянии на безопасность.


А вот в Англии такие испытания проводились. Правда, там не употребляли термин «дуги безопасности» — они это называли «защитой ног мотоциклиста». Но смысл от этого не меняется.

В испытаниях приняли участие несколько разных мотоциклов и мотороллеров; столкновения имитировались как лобовые, так и поперечные, под разными углами, всего восемь пар разных столкновений.

Так вот, при поперечном столкновении автомобиля с мотоциклом, не имеющим «защиты ног водителя», «мотоциклист» соскользнул вперед через руль, его голова оказалась выше крыши автомобиля, и все обошлось без тяжелых травм.

Когда же мотоцикл оборудовали дугами, мотоциулист при столкновении подался вперед, но дуги задержали ноги, и голова водителя «клюнула» вниз и ударилась об автомобиль. Очевидно, что в этом случае травмы оказались гораздо более серьезными.

Один из моделируемых вариантов — повторение довольно распространенного случая попутного столкновения. Автомобиль резко тормозит, следующий за ним на близком расстоянии мотоциклист не успевает среагировать. В случае, когда' мотоцикл не был оборудован дугами, манекен просто перелетал через автомобиль. Когда же установили «защиту для ног», она снова оказалась тем препятствием, за то зацепился мотоциклист. А зацепившись, он пробил головой заднее стекло. И последствия оказались опять гораздо более тяжелыми.

Я рассказал об этом не для того, чтобы Вы завтра же вступили в \ противоречие С «Правилами». Просто если мы знаем плюсы, надо знать и минусы. А зная их, соответственно менять манеру вождения.

Во всем этом, правда, есть еще одно соображение, настраивающее на оптимистический лад.

В России сейчас такое множество моделей мотоциклов, особенно иностранных, что ни один специалист не сможет сказать, предусмотрены ли конструкцией дуг»и безопасности именно на Вашей конкретной модели. Допустим — на Ямахе ХС400. Есть основания надеяться, что не знает этого и тот сотрудник, который Вас остановит для объяснений на эту тему.


.

  

 

 

  

Официальный сайт щелковоского мотоклуба "Диаспора" работает для вас!



Разработка и идея: Аксенов Михаил motorcycleclub[@]ya.ru

Хостинг от uCoz