Мотоклуб в Щелково

"Диаспора"

 

 

 

Чтобы не попадать в аварии на мотоцикле

 

 

Очень хочу ездить на мотоцикле. Но ужасно боюсь выехать на трассу. По сельским дорогам — сколько угодно. А в потоке — мороз по коже. Есть ли какие-то советы на этот счет? Что надо делать, чтобы не попадать в аварии?

Если бы мы с Вами заглянули в милицейские сводки, мы бы ужаснулись. Оказывается, едва ли не каждое четвертое ДТП происходит с участием мотоциклистов . И это при том, что владельцев мотоциклов в стране раза в два меньше, чем владельцев автомобилей. Мы бы узнали еще, что из-за технических неисправностей своего транспорта мотоциклисты попадают в аварии в 6 раз чаще, чем автомобилисты. И едва ли не половина всех происшествий с участием пьяных водителей — доля мотоциклистов. Действительно, Мороз по коже.


А вот насчет того, что наш посетитель боится выезжать на трассу — еще вопрос, где опаснее. Больше двух третей мотоциклетных аварий случается как раз в сельской местности.

Как же быть? Не уподобляться же премудрому пескарю, который все время прятался. Его ведь все равно съели... Значит, надо ездить. Ездить грамотно, с умом — это единственный правильный вывод.

По классификации ГИБДД все причины, приведшие к ДТП с участием мотоциклистов, делятся на три подгруппы: неудовлетворительное состояние дорог, техническая неисправность и ошибки водителя.

На качество дорог мы никак повлиять не можем. Это беда веч—

ная, нам с ней жить. Й единственное противоядие на этот счет — правильно выбирать скорость движения.

Обратите внимание, я не призываю ехать очень медленно. Ненавижу бездумное ограничение скорости по любому поводу и без повода. Не нравится скорость — забудь про мотоцикл, это не для тебя.

Но умный мотоциклист всегда соизмеряет свои возможности, потенциал мотоцикла и качество дороги. Научитесь это делать — будете до конца своей мотоциклетной карьеры ездить без аварий. Не научитесь — увы. пополните черный список. А он уже и так длинный.

Самые опасные, конечно, первые дни, недели и месяцы, когда Вы только осваиваете дорожную азбуку. В это время,, как ни странно, мотоциклисты редко попадают в неприятности. Странно? Ничуть. Новичок на дороге обычно предельно осмотрителен, осторожен, уступчив. Другие водители безошибочно узнают его и тоже создают условия наибольшего благоприятствования.

Но к концу первого года практики новичка будто подменяют. Он обретает опыт (минимальный!), он начинает верить в свое высокое мастерство (проверьте его на «фигуруе» — все посшибает!) и часто за самоуверенность жестоко расплачивается: почти четверть всех ДТП приходится на этот коварный период.

Техническая неисправность мотоцикла — это уже прямая вина владельца. Иной раз даже понятная: нет у человека денег, дорогие стали запчасти, не всем по карману. Но от этого не становится легче. Ведь водитель, не заменивший вовремя тормозные колодки, может лишить жизни не себя, а другого человека, ни в чем не повинного и не имеющего отношения к нашим дорожным страстям. За что же его-то?

Нет, ребята, тут никаких поблажек себе давать нельзя.

Тормоза, освещение и сигнализация — должны быть всегда в порядке. Это аксиома.

Что же касается ошибок водителя... Ох, как их много! И какие они разные. Иной раз даже не знаешь, можно ли это считать ошибкой.


к примеру, пьяный садится за руль — ошибка это или нечто гораздо большее? Я лично склонен думать, что если по вине пьяного водителя погиб другой человек, то этот пьяный имел преступный

умысел и убил того;человека совершенно сознательно. Как Вам нравится такой поворот? Ведь если бы с завтрашнего дня судьи стали именно так расценивать роль пьяных водителей, число желающих ездить «под кайфом» здорово бы сократилось.

В этом деле от нас с Вами требуется только одно. Каждый должен дать самому себе (не маме, не «гаишнику», не судье — именно себе!) зарок, клятву — никогда, никогда, никогда не садиться за руль «подшофе». Не верьте красивым сказкам о рокерах или байкерах, которые пьют пиво бочками и потом с великолепным мастерством управляют мотоциклом в густом транспортном потоке. Чудес не бывает. Если пьяный не может пройти по доске, он тем более не сможет проехать по улице между автомобилями.

На эту тему можно рассуждать еще долго — но нужно ли? Как суазал поэт, «каждый выбирает по себе...» Очень хочется верить, что Вы сделаете правильный выбор.

Какие еще ошибки можно предусмотреть и предотвратить?

Их множество. Дать советы на все случаи жизни невозможно. И все же есть какие-то общие рекомендаций, добытые ценой опыта и крупным количеством мозолей на «пятой точке».

В первую очередь постарайтесь, чтобы Вас на дороге замечали.

Это ведь только Вам кажется, что Вы такой большой и едете на огромном мотоцикле. Для водителя грузовика мотоциклист — величина очень маленькая. И чем крупнее грузовик, тем Вы мельче. И уж совсем становитесь незаметным, если одеты в телогрейку, а мотоцикл месяц не мыт.


Сделайте себя заметным: наклейте на мотоцикл яркие наклейки, сшейте для себя бросающуюся в глаза накидку (мы об этом уже говорили), наклейте на шлем световозвращающую пленку, никогда не выключайте ближний свет. Попробуйте это сделать, и Вы увидиг те, насколько безопаснее станет обстановуа вокруг вас.

Но и сами Вы должны видеть все. И не просто видеть, но непрерывно просчитывать ситуацию в ее развитии. Это очень непросто. И, наверное, не сразу станет получаться. Но если долго тренироваться, Вы непременно научитесь это делать.

Рассказывают, что у летчиков-истребителей Второй мировой было правило: оборачиваться через каждые 45 секунд. Того, кто забывал вертеть головой, быстро сбивали. На дороге, наверное, легче — ну, не война, все — таки. Хотя — как сказать. Толкучка тут побольше, чем в воздухе. Так что вертите головой, во имя всего святого!

Старайтесь никогда не ехать по колее, отчетливо продавленной в асфальте уолесами грузовиков. Лучше чуть сбоку, чтобы видеть не только бампер впереди,едущего автомобиля, но и дорогу перед ним. И реагировать не на стоп-сигнал, а на ситуацию, которая складывается за 2–3 автомобиля впереди.

Своевременно, Точнее, заблаговременно включайте указатели поворотов и остерегайтесь совершать резуие маневры в самый последний момент: кто-то из едущих сзади или навстречу может замешкаться или отвлечься как раз в этот момент... Ни им, ни Вам эти ребусы не на пользу.

Если решили перестроиться, делайте это грамотно, постепенно переходя из ряда в ряд. И при каждом перестроении непременно включайте указатель доворота.

Будьте особо осторожны, если мотоцикл предельно загружен: переднее управляемое колесо в этом случае значительно утрачивает сцепление с дорогой.


Не тормозите в повороте (по крайней мере — не тормозите резко!). Не выключайте в повороте передачу. Скорость надо снижать на прямой, до входа в поворот. А в самом повороте лучше ее постепенно наращивать. Опять же, совсем не обязательно геометрически точно повторять колесами радиус поворота. Во всех смыслах будет правильнее, если радиус, по которому идет мотоцикл, будет больше радиуса поворота. В этом случае вы пройдете по большей дуге, поворот для Вас окажется не таким крутым. Значит, меньше вероятность «срезаться» в повороте и «залечь».

Нормальная дистанция — залог вашей безопасности.

Когда-то существовала формула: дистанция в метрах должна равняться скорости в километрах. Смешно? Наверное, сейчас смешно. Но тогда на улицах были другие транспортные потоуи. Потом формулу усовершенствовали: дистанция в метрах должна равняться половине скорости в километрах. Стало «теплее», не правда ли? Но ведь и 30 метров в городе — сегодня цифра нереальная. Кто же их Вам даст? Тут же вклинятся! «

У сегодняшних автомобилей не просто тормоза — а зачастую, тормоза с АБС, обеспечивающие максимальную эффективность при любой погоде. И автомобили не падают набок, даже когда тормозят до «юза». А это значит, что для мотоциклиста самое правильное решение не идти след в след, а держаться левее или правее. Тогда в случае крайней надобности можно будет «просклизнуть» между рядами. Это гораздо лучше, чем проверять на прочность чей-то бампер.

Один из самых опасных маневров на дороге — обгон. Нужно приучать себя так вести мотоцикл, чтобы обгон становился совершенно естественным продолжением ваших предыдущих действий. На практике это выглядит так. Вы видите, что на встречной полосе есть автомобиль, который быстро приближается, а за ним впереди свободный участок дороги. Вы прибавляете газ с таким расчетом, чтобы приблизиться к обгоняемому автомобилю как раз в тот момент, когда с ним поравняется встречный. И как только встречный мелькнет мимо Вас, Вы с уже заранее включенным указателем поворота тут же приступите к обгону, энергично добавляя «газ». Весь маневр должен проходить плавно, энергично и быстро, без задержек; Самое трудное — точно рассчитать скорость встречного и попутного автомобилей. Но со временем и это будет получаться.

Никогда не приступайте к обгону, если нет полной ясности, если ограничена видимость, если после обгона придется тут же резко тормозить.

Не поленитесь при обгоне переключиться на более низкую передачу и дать побольше «газу» — мы же не на соревнованиях по экономии топлива. Нам важно, чтобы разница между скоростями обгоняющего и обгоняемого была не меньше 20–30 км/ч. Чем она больше,Чем лучше, тем короче будет обгон.

Бывает так: Вы уже закончили обгон и могли бы перестроиться вправо. Но за Вами пристроился целый «хвост» из желающих тоже обогнать. Однако им плохо видно ту часть дороги, которую Вы уже видите. В этом случае, если нет встречного транспорта, не спешите возвращаться в правый ряд. Продолжайте двигаться в левом, всем своим видом показывая: дорога впереди свободна. Если же показалась встречная машина, включите правый поворот, поднимите левую руку и только после этого уходите вправо.

Присмотритесь: часто водители грузовиков, которые «сжидят высоко, видят далеко», в тот момент, когда Вы приближаетесь сзади и хотите идти на обгон, вдруг ни с того ни с сего включают правый ууазатель поворота. Они не собираются поворачивать или останавливаться. Они показывают вам: «впереди свободно, я тебя вижу и пропускаю».

А ицой раз тауой водитель, увидев в зеркало заднего вида, что вы включили левый «поворотник» и хотите обгонять, тоже включают левый указатель и даже начинают смещаться влево. Не спешите сердиться на них. Очень вероятно, что они спасают Вашу жизнь, поскольку со своей высоты видят опасность, о той Вы не подозреваете. Постарайтесь и сами быть на дороге предупредительными...


Бойтесь не ливня, а первых капель дождя. Как это ни парадоксально, они самые опасные. Они смачивают пыль и грязь, которых всегда так много на наших дорогах, и превращают все это в смазку, на той легко поскользнуться. А сильный дождь все это смывает.


Конечно, тут есть свои, новые опасности. Пешеходы под зонтиками или в капюшонах вообще не поворачивают голову и запросто могут шагнуть прямо с тротуара под колеса.

На высокой скорости колесо мотоциула на мокрой дороге может потерять контакт с покрытием из-за того, что под протектором образуется водяной клин. Это явление называется аквапланирова-нием. И потому в дождь, даже если вы снизили скорость вдвое, внимание надо учетверить.,

Очень опасны в дождь рельсы, трамвайные пути, переезды со шпальным настилом — все это становится отвратительно скользи ким. Такие препятствия лучше пересекать по возможности под прямым углом.

И последний совет. Не вцепляйтесь в руль мертвой хваткой, как будто это ваша последняя надежда. Мне нравится сравнение руля со шпагой. Опытные фехтовальщики говорят, что шпагу надо держать, как птицу: слабо держишь — выпорхнет; крепко Держишь — задушишь. Это полностью относится и к мотоциклетному рулю.


поломки МОТОЦИКЛОВ


— В кинофильме «Трактористы» главный герой по шуму работающего мотора в течение нескольких секунд определил все его, мотора, «болезни». Такое действительно возможно, или это, мягко говоря, фантазия режиссера ?

Тракторные моторы 30-х годов были настолько тихоходны, что опытное ухо действительно могло различить, в кауом именно цилиндре поршень «болтается» и какой именно клапан имеет увеличенный зазор.

Квалифицированный механик и сейчас на мотоциклетном быстроходном «движке» может услышать и стук коренных подшипников, и лязг моторной цепи, и «брякание» изношенных колец... Но такое понимание мотора приходит с годами, и то при условии непрерывной ежедневной практики. Вряд ли рядовому мотоциклисту нужны такие опыт и познания.

Для нас с Вами гораздо важнее научиться быстро находитьпри-чину внезапной остановки двигателя. Это в дороге самое важное и самое трудное. Согласитесь, если проколото колесо, что же тут искать? Разве что тот самый гвоздь?..

Итак, «внезапно остановился двигатель». Считайте, что Вам повезло. Потому что почти наверняка причина носит электрический характер и, тауим образом, систему питания можно не рассматривать.

Если же перед тем, как окончательно заглохнуть, мотор «кашлял», «чихал», работал с перебоями, ситуация усложняется. И тут не обойтись без последовательной проверки систем питания и искро-образования. Чтобы эта проверка была эффективной и не заняла много времени, нужно запомнить методику поиска неисправностей ( 95).

Начните с проверки инфраструктуры питания.


Убедитесь, что в баке есть топливо.

Удостоверьтесь, что топливный кран не засорен и топливо исправно доходит до карбюратора. Для этого снимите шланг с топливного крана и откройте кран. Если топливо течет вяло, прочистите отстойник или фильтр крана; продуйте вентиляционное отверстие пробки бензобака.


консервирует облицовку1

а — система питания: 1 — топливный бак; 2 — кран; 3 — воздушный фильтр; 4 — карбюратор; б — система зажигания: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — предохранитель; 3 — замок зажигания; <Г — катушка зажигания; 5 — подвижный контакт прерывателя; 6 — изолирующая втулка; 7 — кулачок; 8' — неподвижный контакт; 9 — конденсатор; 10 — свеча зажигания; 11 — наконечник провода высокого, напряжения


Если топливо через кран течет активно, снимите крышку поплавковой камеры и проверьте, не засорился ли игольчатый клапан, не заело ли поплавок. Если здесь все в порядке, прервите пока поиск и перейдите к электрооборудованию.


Проверьте наличие напряжения в сети и состояние предохранит теля: при включенном зажигании контрольная лампочка горит, свет в фаре яркий, звуковой сигнал имеет нормальную громкость. Если предохранитель перегорел, ищите коротуое замыкание. Вероятнее всего, что где-то оторвался провод и коснулся «массы. Если предохранитель цел, но лампа не горит и сигнал не работает, проверьте, как затянуты клеммы на АКБ и есть ли напряжение непосредственно на клеммах батареи. Для этого годится любая лампочка с куском провода.

Убедитесь, что провода у катушки зажигания не оборваны и хорошо закреплены. Снимите колпачок со свечи зажигания, вставьте в него кусок проволоки длиной 4–5 см, поднесите к «массе» на 5–10 мм, включите зажигание и прокрутите коленчатый вал. Если между проволокой и «массой» проскакивает мощная искра, значит, катушка исправна. Если искры нет, уатушку надо заменить другой, заведомо исправной. Если после замены искра появится, виновата Ваша катушка; не появится — ищите дальше.


Электронный коммутатор можно проверить тольуо заменив другим, запасным. Надеемся, он у Вас с собой. Заменили — и искра появилась. Не появилась — проверьте контакты проводов и надежность соединения коммутатора с «массой».

Если на мотоцикле классическое зажигание, проверьте исправность конденсатора, наличие зазора между контактами прерывателя, надежность присоединения проводов. Если искра есть, выверните свечу и проверьте ее. Чаще всего причиной отказа бывает «мостик» из частиц нагара, замкнувший электроды. Удалите нагар, почистите электроды, восстановите зазор между ними до 0,7–0,8 мм. Вообще выезжать на дорогу без запасной свечи — дурной тон. При этом возить надо не просто новую свечу (и новая может оказаться негодной), а проверенную в работе, то есть заведомо исправную.


Учтите и такую возможность: если провод высокого напряжения где-то касается «массы», то в дождь или просто в сырую погоду с него происходит утечка напряжения. Иногда дело ограничивается перебоями в работе двигателя, иногда он вообще отказывает.

Если в электрической части все в порядке, мощная искра проскакивает регулярно с присущим хорошо слышным щелчком, вернитесь к системе питания. И, теперь это уже ясно, ищите неисправность в самом карбюраторе. Скорее всего, засорился главный топливный жиклер. Для его продувки иногда достаточно отвернуть пробку, но иногда приходится снимать карбюратор с мотоцикла и разбирать его.

Довольно распространен и тауой дефект, как выпадание конусной иглы из замка. Обычно это наблюдается на старых карбюраторах: игла из-за постоянных вибраций разбивает отверстие в замке. Как правило, замОк удается временно починить, сжав пассатижами. А при первой возможности его нужно заменить. Лучше вместе с иглой.


.

  

 

 

  

Официальный сайт щелковоского мотоклуба "Диаспора" работает для вас!



Разработка и идея: Аксенов Михаил motorcycleclub[@]ya.ru

Хостинг от uCoz